3. Основополагающие идеи организации жизнедеятельности школы.
3.1 Личностный рост учащихся, как цель и результат педагогического процесса
Современная школа - большой и сложный организм, здоровая работа которого обеспечивается множеством служб и участием в них педагогических работников. В повседневных буднях каждый из них, конечно же, по-разному несет свою меру ответственности перед обществом за то, какое образование дает данное учебное заведение. Чтобы неповторимый индивидуальный опыт сделать доступным восприятию других, его нужно запечатлеть в материале, найти для него его собственную неповторимую форму. Тот, кто хочет понять себя и быть понятым другими, должен для каждого случая искать заново, какими средствами выразить это свое. Ведь выразить себя он хочет так, чтобы остальные узнали его боль, радость, сомнение, восторг. Современный подход к стратегии развития образовательных систем заключается в понимании того, что качество образования является самым эффективным средством удовлетворения образовательных потребностей общества, семьи, ребенка. Качество оценивается нравственной и рыночной категориями. А что же мы понимаем под качеством образования? Качество образования - есть качество не только конечных результатов, но и всех процессов, влияющих на конечный результат. Каждый работающий в сфере образования сразу может сказать, что основные показатели качества образования в том или ином учреждении -это показатели ЗУНов, результаты поступления выпускников в вузы, итоги предметных олимпиад того или иного уровня. Но только ли эти параметры определяют качество образования?
Современная парадигма образования ориентирует школу на реализацию личностно ориентированного обучения. В центр школьного образования поставлено развитие и воспитание человека культурного, способного влиять на собственную образовательную траекторию, соотнося ее с национальными и общечеловеческими достижениями. Личностно ориентированное обучение предполагает: 1. Признание ребенка субъектом развития, обучения и воспитания, реализующим свои устремления по отношению к внешнему миру в процессе субъект- субъектных и субъект- объектных образовательных воздействий. 2. Признание способности ребенка к саморазвитию и его права на индивидуальную траекторию освоения образовательных областей. 3. Смену позиции педагога на сопровождающую по отношению к деятельности ученика. 4. Приоритет внутри личностного содержания образования, формируемого в процессе прохождения индивидуальных образовательных траекторий. 5. Приоритет продуктивного компонента содержания образования, выражающегося в созидательной функции ученика, над репродуктивным компонентом, который важен для передачи ученику технологий его образовательной деятельности, но не готовой информации и знаний. Педагог вступает в особые взаимоотношения с ребенком, которые основаны на понимании его основных интересов, уровня развития и актуального состояния. Сейчас много внимания уделяется сути личностно ориентированной педагогики. Большинство педагогов считают, что воспитывать и обучать, развивать и корректировать поведение нужно без насилия, уважая свободную личность ребенка, внимательно и чутко выявляя, поддерживая и развивая способности и склонности ребенка. Но особо надо говорить о здоровье детей, с которыми нам приходится работать. Зачастую мы работаем с детьми, забывая, что только 8-10% из них рождаются практически здоровыми. Поэтому многие дети не выдерживают той психической и умственной нагрузки, которую мы даем им на занятиях и уроках. Об этом нужно помнить ежеминутно каждому педагогу, работающему с детьми. Современный ребенок попал под пресс неблагоприятных факторов. Многие дети живут и воспитываются в неполных семьях. В нашем обществе объявлен сигнал SOS: его захватили пьянство и наркомания, произвол и насилие. По телевидению дети смотрят фильмы, изобилующие сценами кровавых расправ, боевики. Книги детей интересуют все меньше. Снижается их познавательная активность. Все, кто причастен к воспитанию и развитию ребенка, обязан знать меру здоровья каждого. Нужно помнить не только о здоровье, но и о том, что каждый ребенок индивидуален. Уроки в школах должны быть «занятиями». На них ребенок должен получить то, что он не сможет усвоить без воспитателя и учителя. Они должны быть обучающими. Должны требовать от ребенка умственных усилий. Стать проблемными. Должна быть отработана система занятий по каждому виду деятельности. Каждое занятие должно носить творческий характер.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ : 1.Оптимальное и эффективное развитие познавательных способностей личности учащихся 2. Формирование и развитие творческого потенциала личности учителя и учащегося, ориентация на личностно ориентированное, индивидуальное эффективное обучение учащихся и рост профессионального мастерства учителя. 3. Сформированность у учащихся целостного восприятия картины окружающего мира. 4. Воспитание нравственности, патриотизма, гражданских позиций. .
3.2.Здоровье обучающихся- одно из условий
успешности образовательного процесса
Самое ценное, что есть у человека, - это жизнь, а самое ценное в его жизни – здоровье, за которое бороться всеми силами становится не только актуально, но и экономически необходимо. Условия, когда болеть было выгоднее, чем работать, ушли в прошлое. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходиться тем, кто своевременно не позаботится о своём здоровье, здоровье детей и близких.
Перед школой в настоящее время стоит проблема поиска оптимальных путей совершенствования работы по укреплению здоровья, организации физического воспитания, закреплению основ здорового образа жизни.
Программа « Здоровье» объединяет и согласовывает работу педагогического коллектива по формированию здорового образа жизни учащихся, их родителей, учителей.
Главная цель: сформировать у детей установку на жизнь как высшую ценность, научить бережному отношению к себе и к своему здоровью.
Задачи:
- Изучить и проанализировать состояние здоровья школьников, отношение к вредным привычкам, выявить тенденции, приводящие к падению уровня культуры здоровья школьников.
- Пропагандировать ценность здорового образа жизни, необходимости сохранения и поддержания здоровья в любом возрасте.
- Организовать работу по профилактике вредных привычек через разъяснение последствий их на организм человека.
- Вести пропаганду ценности здорового образа жизни через систему организационно – теоретических и практических занятий в родительском лектории, совместных спортивно – оздоровительных мероприятиях.
Формы работы
- Урок физической культуры и ЛФК
- Мероприятия в режиме учебного дня школы( физкультминутки во время уроков, утренняя зарядка до учебных занятий, подвижные игры на переменах, физкультурные занятия в группах интерната).
- Спортивные праздники.
- Соревнования по различным видам спорта.
- Туристический поход( 1-4 класс), туристический слёт( 5 -9 класс)
- Недели здоровья.
- Спортивные викторины.
- Теоретические занятия, беседы, семинары.
- Заполнение паспорта здоровья.
- Наглядная агитация(стенды, плакаты)
Ожидаемые результаты
ЕСЛИ:
- Будет создана система работы с учащимися по формированию здорового образа жизни, негативного отношения к вредным привычкам;
- Будет создана система работы с родителями по формированию здорового образа жизни;
- Будут эффективно организованы профилактические мероприятия по предупреждению вредных привычек;
ТО:
- Будет замедлен рост и снизится количество учащихся имеющих опыт курения;
- Будет происходить снижение заболеваемости среди учащихся.
- Будет сформировано осознанное отношение учащихся и их родителей к состоянию здоровья как к фактору успеха на последующих этапах жизни;
- Будет сохранено психическое и физическое здоровье учащихся.
Направления деятельности:
Медицинское - предполагает обеспечение гигиенических условий образовательного процесса и реабилитационную работу. Под гигиеническими понимается соблюдение внешних условий организации учебного процесса: составление расписания на основе санитарно – гигиенических требований, проведение физминуток, организация правильного пятиразового питания учащихся, выполнение натуральных норм, витаминизация различных блюд. Реабилитационная работа – обязательное медицинское обследование,
Просветительское – предполагает организацию деятельности по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании. Особое место отводится работе с родителями , так как прежде всего в семьях формируется правильный или неправильный образ жизни, закладываются основы мировоззрения.
Психолого – педагогическое – предполагает прежде всего использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности, а также предупреждение проблем развития ребёнка, обеспечение адаптации на разных этапах обучения, развитие познавательной и учебной мотивации, формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля.
Спортивно – оздоровительное – предполагает организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение учащихся к здоровому досугу.
План реализации
№п\п |
Мероприятия |
Дата |
Ответственные |
1.Нормативно – правовое обеспечение |
1.1. |
Разработка и внедрение паспорта здоровья ученика. |
Весь период |
Учитель физкультуры, медсестра |
1.2. |
Разработка Положения о школьном конкурсе « Самый здоровый класс» |
2010 – 2011 уч.г |
Зам. дир. по ВР |
2.Диагностика и медицинское обслуживание обучающихся |
2.1. |
Добиваться регулярного медицинского обследования школьников |
Весь период |
Директор |
2.2. |
Вести мониторинг состояния здоровья учащихся с 1-го класса по 9 класс. |
Весь период |
зам. директора по УВР |
2.3. |
Обновлять созданный банк данных о состоянии здоровья учащихся. |
Весь период |
зам. директора по УВР |
2.4. |
Организовать и провести контроль выполнения требований Сан Пин |
Постоянно |
Администрация |
2.5. |
На родительских собраниях постоянно информировать родителей о данных медицинского осмотра и проводить беседы о здоровье и ЗОЖ учащихся. |
Постоянно |
Администрация,
кл. руководитель. |
2.6. |
Проводить с учащимися беседы по профилактике вредных привычек |
Постоянно |
Администрация,
кл. руководитель. |
2.7. |
Проведение совместно с работниками ЦРБ цикла лекций по ЗОЖ перед учащимися |
Постоянно |
Администрация,
кл. руководитель. |
2.8. |
Проводить экскурсии в природу и однодневные туристические походы |
Постоянно |
Учитель физкультуры, кл. руководитель |
3. Рациональная организация учебного процесса. |
3.1. |
Применять здоровье - сберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе. |
Постоянно |
Учителя |
3.2. |
Использовать материалы по формированию ЗОЖ в соответствии с программами учебных предметов. Психологу школы проводить тестирование детей по вопросам ЗОЖ, психологического здоровья с последующей рекомендацией педагогам, родителям, по организации учебного процесса, воспитания в семье. Обобщать и анализировать результаты работы по внедрению материалов по профилактике заболеваний и формированию ЗОЖ. |
Постоянно |
Администрация,
кл. руководитель, |
3.3. |
Ввести в образовательный процесс малые формы физического воспитания
( физминутки, подвижные перемены) |
Постоянно |
Учителя, вожатая. |
3.4. |
Не допускать передозировку учащихся домашними и дополнительными заданиями. |
Постоянно |
Учителя |
3.5. |
Составить расписание уроков в соответствии с санитарными нормами |
Постоянно |
Администрация |
3.6. |
Обеспечивать неукоснительное соблюдение инструкций по охране жизни, здоровья и труда учащихся. Проводить учёбу по охране труда. Обеспечивать выполнение теплового режима, освещённости в школе. |
Постоянно |
Администрация |
4. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни |
4.1. |
Организация родительского всеобуча в школе. |
Постоянно
|
Учителя, кл.руководители |
4.2. |
Проведение по плану цикла бесед по здоровому образу жизни |
Постоянно
|
Учителя, соц.педагог, медсестра, воспитатели |
4.3. |
Регулярное проведение Недели здоровья |
1 раз в четверть |
Кл. руководитель,
воспитатели, учитель физ-ры. |
4.4. |
Регулярное проведение спортивных соревнований и праздников на всех ступенях обучения |
По отдельному плану
|
Учитель физ-ры. кл.руководители. воспитатели |
4.5. |
Совместные экскурсии и походы на природу |
Постоянно
|
Учитель физ-ры. кл.руководители, воспитатели, учителя - предметники |
4.6. |
Шире использовать возможности профилактической просветительской работы среди родителей, учащихся, организовывать проведение профилактически бесед о вреде курения, влияния никотина, наркотиков на здоровье. |
Постоянно
|
Учителя, кл.рук, воспитатели |
5. Рациональная организация двигательной активности детей.
« К здоровью – через спорт!» |
5.1. |
Повысить эффективность уроков физ. культуры за счёт совершенствования методики их проведения |
Постоянно
|
Учитель физ.культуры и |
5.2. |
Учителю физкультуры и ЛФК при проведении уроков постоянно держать под контролем учащихся со слабым здоровьем, давать им дифференцированную нагрузку. |
Постоянно
|
Учитель физ. культуры и ЛФК |
5.3.. |
Участие в районных, областных спортивных соревнованиях. |
По отдельному плану
|
Учитель физ.культуры. |
5.4. |
Организация работы спортивной секции. |
Постоянно
|
Учитель физ.культуры |
5.5. |
Соревнования и спортивные праздники – « Весёлые старты», «Самый сильный, самый смелый», « Зов джунглей»,
« Снежные спартакиады»,
« Спортивный КВН», |
По отдельному плану |
Классный руководитель, воспитатели, вожатая, учитель физкультуры. |
6. Организация рационального питания |
6.1. |
Строго следить за организацией горячего питания школьников. |
Постоянно
|
Администрация |
6.2. |
Обеспечить контроль за качеством и сбалансированностью питания в школе. |
Постоянно
|
Администрация, повар |
6.3. |
Обеспечить систематический контроль за выполнением предписаний ЦГСЭН, направленных на улучшение санитарно – гигиенического режима в пищеблоке. |
Постоянно
|
Администрация, |
7. Профилактика школьного травматизма. |
7.1. |
Организация дежурства по школе и в столовой с привлечением всех сотрудников школы |
Постоянно
|
Администрация, ст. вожатая |
7.2. |
Инструктаж по Т.Б. с уч-ся школы при проведении уроков трудового обучения, экскурсий, практических работ, внеклассных и внешкольных мероприятий |
Постоянно
|
Кл. руководители, учителя - предметники |
7.3. |
Проведение классных часов и бесед по профилактике травматизма
|
Согласно плану |
Кл. руководители, воспитатели
|
7.4. |
Выполнение программы по обучению учащихся 1 – 9 классов правилам дорожной безопасности |
Ежемесячно |
Кл. руководители, воспитатели
|
7.5. |
Проведение традиционного дня защиты детей |
Ежегодно |
Зам. директора по ВР |
7.6. |
Оформление и периодическое обновление школьного уголка профилактики травматизма среди учащихся |
Постоянно
|
Зам. директора по ВР |
8.Работа с родителями |
8.1. |
Подготовка материалов и выступления перед родителями на темы: « Распорядок дня ребёнка», « Особенности психофизического развития детей разных возрастных групп»,
« Пропаганда здорового образа жизни в семье»,» Профилактика простудных заболеваний»,
« Профилактика стрессов» и т.д. (в зависимости от особенностей класса, запросов, поступивших от родителей и классных руководителей) |
В течение учебного года
- на общешкольных родительских собраниях, один раз в четверть – на классных родительских собраниях. |
Учитель физкультуры, классные руководители, |
8.2. |
Информирование родителей по вопросам здоровья школьников и пропаганды здорового образа жизни с использованием листовок, буклетов, школьных информационных стендов. |
В течение учебного года |
Классные руководители, воспитатели
|
8.3. |
Индивидуальное консультирование родителей по вопросам здоровья школьников и пропаганды здорового образа жизни. |
В течение учебного года |
Классные руководители, воспитатели |
|
|
|
|
|
3.3. «Выпускник – патриот малой родины»
Высшей национальной ценностью россиян всегда был патриотизм. В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к потере духовных ценностей. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского сознания. Следовательно, возникла острая необходимость в возврате утраченного, создании реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности. Поэтому одним из приоритетов работы в школе является гражданско-патриотическое образование. Оно начинается с познания ценности Отечества. Посредством включения в патриотические действия происходит окончательное превращение знаний и оценок в личные убеждения школьников, формируется стремление к патриотическому поведению.
Для того чтобы патриотизм стал нормой нашего общества, необходимо воспитание современного школьника строить на примерах истории родного края, а через неё – и всей необъятной Родины. Именно с любви к своей малой родине и начинается любовь к своей стране, к своему Отечеству. Сокольский край богат своей историей и традициями. Следовательно, для реализации проекта «Выпускник – патриот малой родины» есть неплохие предпосылки.
Цель: сформировать у школьников осознанное отношение к истории, традициям, культуре и природе родного края.
Задачи:
- Сформировать критерии патриотизма для учеников Георгиевской школы.
- Определить уровень владения содержанием понятий «патриотизм», «Родина», «малая родина».
- Приобщить детей к истории, культуре и природе родного края через преподавание учебных предметов и организацию внеурочной деятельности.
- Систематизировать межведомственное взаимодействие по вопросам патриотического воспитания.
- Расширить систему дополнительного образования в школе.
- Организовать работу по пропаганде природоохранной деятельности.
Ожидаемые результаты:
- Положительная динамика сформированности позиции патриота в соответствии с разработанной критериальной базой.
- Улучшение качества знаний по истории, культуре и природе Сокольского края и увеличение процента участия школьников в олимпиадах, конкурсах, смотрах, соревнованиях.
- Положительная динамика победителей и призеров тематических конкурсов, конференций олимпиад. Рейтинг участия школы в разноуровневых конкурсах, соревнованиях.
- Увеличение числа школьных кружков и секций. Положительная динамика занятости в школьных кружках и секциях.
- Наличие природоохранных территорий, закрепленных за школой, и качество их состояния.
Виды и способы контроля:
- Мониторинг уровня воспитанности (1-5 классы) и личностного роста школьников (6-9 классы).
- Итоговый контроль участия (рейтинг) школы в конкурсах, соревнованиях, конференциях, олимпиадах.
- Контроль занятости детей в работе школьных кружков и секций (текущий - в течение года, итоговый - по годам).
- Мониторинг экологической культуры школьников.
План реализации
№ |
Основные мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Участие в районных тематических мероприятиях |
2011-2016 |
Классные руководители, учителя-предметники |
2 |
Разбивка цветников |
2011 |
Учителя технологии, классные руководители |
3 |
Организация эколого-краеведческой работы в лагере при школе |
2012 |
Вожатые, классные руководители |
4 |
Организация экскурсий по родному краю. |
2011-2016 |
Классные руководители. |
5 |
Организация эколого-туристических экскурсий с целью приобщения школьников к изучению истории и природы родного края, к туризму как одной из форм ЗОЖ |
2011-2016 |
Скворцова А.В. |
6 |
Разработка и защита экологических и краеведческих проектов для повышение уровня экологической культуры школьников и качества знаний по краеведению |
2014 |
Учителя истории, биологии, классные руководители |
7 |
Проведение семинаров для педагогов по темам: «Духовно-нравственное воспитание учащихся», «Краеведческий подход в преподавании естественно- научных дисциплин», «Проблемные вопросы исторического краеведения», «Организация внеклассной работы по историческому краеведению», «Традиционные русские ремесла», «Нравственно-экологическое воспитание детей», «Гражданско-патриотическое воспитание». |
2011-2016 |
Администрация школы, РМО учителей, экскурсии. |
8 |
Организация клуба встреч с интересными людьми для знакомства школьников с творчеством земляков, с их трудовыми успехами |
2012 |
Вожатая |
9 |
Создание летописи выпускников школы |
2013 |
Руководитель школьного музея |
10 |
Организация тематических встреч |
2011-2015 |
Классные руководители |
11 |
Проведение в школе конкурсов, выполнение творческих работ, связанных с героическим прошлым родного края, важнейшими событиями в жизни земляков
Организация изучения краеведческих
материалов на уроках |
2011 -2016 |
Вожатые, классные руководители, учителя-предметники |
12. |
Организация мероприятий по традиционной культуре (укрепление межведомственного взаимодействия по воспитанию школьников) |
2011-2016 |
Классные руководители |
ПЕРСПЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ РАБОТЫ ШКОЛЫ К 2016Г.
Содержание интеллектуально-познавательной деятельности: - базисные учебные предметы; - дополнительное образование. Анализ сложившейся практики показывает, что педагогический коллектив не делит учащихся по классам на основе уровня интеллектуального развития. Мы активно используем дифференциацию обучения ради школьников, ради развития их склонностей и способностей, а не в ущерб их личностному развитию. Гуманистическая парадигма этой системы состоит в том, что человеку как носителю природных ценностей дается возможность самореализации: школа предоставляет образовательные услуги, а учащийся выбирает собственную траекторию образования. С одной стороны, содержание образования определяется государственными стандартами, с другой, включает многообразие форм, методов и средств организации учебно-воспитательного процесса. Ожидаемый результат.
I модуль: -создание прочной базы знаний, умений и навыков, необходимых для перехода в основную школу; - содержание обучения должно содействовать развитию любознательности и заинтересованности, осознанию необходимости изучаемого материала, интеллектуальной удовлетворенности, получаемой от процесса обучения; - учитель вводит учащихся в сферу учебного предмета, создает атмосферу эмоциональной включенности, возбуждения интереса к предмету, закладывает основы системных знаний, отрабатывает технику исполнения видов деятельности при решении различных учебных задач (т.е. научить учиться, обеспечить в будущем успешность его школьной карьеры до самого выпуска); - развивая личность, оберегая индивидуальность учащихся, учим осознавать себя членами единого коллектива, успешно решающего задачи обучения и воспитания.
// модуль: - учащиеся переходят к изучению основ наук, к установлению единой системы знаний, получаемых по разным дисциплинам; - усваивая учебный материал, школьники учатся вскрывать связи и отношения, овладевать умением формулировать суждения и умозаключения, проводить аналогии; - развитие навыков систематизации, классификации, обобщения и конкретизации (учатся мыслить); - расширение содержания образования через введение новых предметов, активизацию познавательной деятельности с помощью факультативов, кружков, развивающих часов и т.д.; - умение работать с литературой, отбирать и систематизировать научный материал, делать сообщения, доклады на заданную тему, составлять план, тезисы, конспекты и т.д.; - умение использовать знания и умения одного предмета при изучении другого; - сохраняется необходимость дифференцированной помощи учащимся через индивидуальные и групповые занятия.
/// модуль: - конкретизация познавательных интересов учащихся; - групповая и индивидуальная исследовательская деятельность;
IV модуль: - учитель - научный руководитель, выводящий ученика на более высокий уровень обобщения и абстрагирования, причинного объяснения явлений, умения аргументировать и доказывать свои положения, связывать изучаемые явления в систему, выявлять широкие аналогии; - у учащихся появляется достаточно узкая тематика учебных и вне учебных интересов, определяется область профессиональной деятельности, и вся система интересов относится к ней, т.е. вся познавательная деятельность подчиняется определенной личностной цели; - формирование научного стиля мышления, который, являясь устойчивым качеством личности, выступает как необходимое условие самообразования, формирование способности к самостоятельному добыванию знаний; - интеллектуальная и общепсихологическая подготовка к дальнейшему продолжению образования в профессиональных училищах и средней школе.
V модуль: - формирование мотивации большей части педагогического коллектива на начало инновационной деятельности; - качественный рост профессиональной активности педагогов: изучение и внедрение ППО; обобщение индивидуального педагогического опыта; - повышение квалификации через самообразование, КПК, участие в профессиональных объединениях учителей; - дальнейшее формирование УМК в свете поставленных перед школой задач.
.
|